Результаты рабочей встречи по вопросу о состоянии государственного мониторинга цен на социально-значимые продукты (товары, услуги) и о формах общественного контроля за ростом цен

02.03.2016
By

В связи с поручением совета Общественной палаты Амурской области 26 февраля 2016 года заместителем секретаря Орловым Сергеем Михайловичем совместно с членами Общественной палаты Амурской области Дмитриевой Лидией Ефимовной, Назаровой Александрой Семеновной и Утопловым Валерием Федоровичем была проведена рабочая встреча со специалистами некоторых федеральных и областных ведомств, осуществляющих мониторинг потребительских цен.

resultworkmeetiang1

На встрече участвовали представители территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области (проводят ежемесячный мониторинг цен по 483 наименованиям товаров), управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (рассматривают жалобы на повышение цен, имеющее признаки нарушения антимонопольного законодательства), прокуратуры Амурской области (рассматривают жалобы граждан на нарушение их прав потребителей) и министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области (проводят мониторинг розничных цен по 40 позициям продовольственных товаров).

resultworkmeetiang2

В ходе встречи представители ведомств предоставили информацию по методикам, порядку проведения в Амурской области мониторинга цен и полномочиях ведомств по осуществлению такой работы, порядок ознакомления с результатами мониторинга, а также о работе с жалобами граждан.

Участники встречи пришли к выводу о необходимости проводить подобные встречи и было принято решение в течение марта провести отдельные рабочие встречи с иными ведомствами, которые ведут мониторинг цен: министерством сельского хозяйства Амурской области (проводят мониторинг цен на сельхозпродукцию), министерством здравоохранения Амурской области (проводят мониторинг цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты) и управлением по государственному регулированию цен и тарифов Амурской области.

Также в течение марта-апреля целесообразно встретиться с представителями продовольственных и фармацевтических компаний, а также крупными амурскими производителями, чтобы получить информацию по ценообразованию реализуемой и производимой ими продукции.

Как рассказали приглашенные, федеральные и областные ведомства в рамках своих полномочий ведут ежемесячный мониторинг цен в соответствии с установленными и научно обоснованными методиками, которые позволяют объективно оценивать изменение цен по подлежащим мониторингу товарам. Результаты этого мониторинга общедоступны и размещаются на ведомственных сайтах.

В большинстве случаев, по результатам проводимых проверок, повышение цен имеет объективный характер. По установленным случаям нарушения (необоснованности) цен принимаются меры в соответствии с действующим законодательством.

resultworkmeetiang3

Участники рабочей встречи признали, что, по ряду причин, о результатах мониторинга цен население информировано недостаточно. Вместо достоверной информации, имеющейся у ведомств, проводящих мониторинг, СМИ зачастую публикуют тревожные сообщения и слухи. Поэтому необходима разработка системы широкого информирования населения о результатах проводимого мониторинга цен и мерах государственных органов власти по их стабилизации (снижению, упорядочению, регулированию и т.д.). Для этого ведомствам, производящим мониторинг цен рекомендовано ежемесячно предоставлять в средствах массовой информации сообщения о результатах своей работы по данному направлению и распространять информационные бюллетени.

В свою очередь, Общественная палата Амурской области совместно с общественными советами при органах исполнительной власти может взять на себя инициативу по проведению ежемесячных информационных площадок и гражданских акций «Цены под гражданский контроль!». На предлагаемых информационных площадках можно и нужно также обсуждать меры по поддержке амурских производителей и созданию новых производств, форм прямой торговли «производитель – потребитель», совершенствованию межрегиональных поставок от регионов-производителей к амурским потребителям и прочих мер, способствующих формированию доступных и социально справедливых цен в Амурской области.

Также необходимо организовать информационную кампанию по разъяснению населению правильного, грамотного и эффективного, поведения в случаях, когда, по их мнению, цены необоснованно завышены. Для чего ведомствам, производящим проверки обоснованности цен, предложено разработать памятки для населения и обеспечить их широкое распространение.

resultworkmeetiang4

Общественной палате Амурской области нужно рассмотреть и поддержать наиболее эффективные общественно-гражданские проекты по информированию и обучению населения, к примеру, таких как партийный проект Амурского регионального отделения ВПП «Единая Россия» в сфере ЖКХ «Школа грамотного потребителя», распространяя такой опыт через общественные палаты (советы) муниципальных образований области.

Необходимо провести обучение гражданских активистов и представителей общественных палат (советов) муниципальных образований области по использованию услуги Росстата «Калькулятор персональной инфляции», расположенной на его сайте (www.gks.ru).

По мнению участвовавших в рабочей встрече представителей федеральных и областных ведомств, нормативное правовое регулирование в сфере контроля (проверок обоснованности) цен недостаточно эффективно и требует совершенствования. В связи с чем Общественной палате Амурской области было предложено обратиться к Законодательному Собранию, к органам исполнительной власти, к экспертному сообществу по вопросу организации и проведения общественного обсуждения предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования цен на наиболее важные (социально-значимые) продукты (товары и услуги).

Социальная важность поднятого советом Общественной палаты Амурской области вопроса по организации общественно-гражданского контроля за ценами требует мобилизации всех усилий и участия всех членов Общественной палаты области, общественных советов при исполнительных органах власти, общественных палат (советов) муниципальных образований области и всех, кто хочет реально участвовать в этой работе.

ЖКХ-контроль

Архив

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031