Пакет рекомендаций Общественной палаты Российской Федерации по итогам общественных слушаний на тему «Роль пригородного транспорта в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации», состоявшихся 20 ноября 2014 года и направленный Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву, принят к рассмотрению.
Напомним, что слушания по проблеме сокращения пригородных железнодорожных перевозок были подготовлены по инициативе Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию реального сектора экономики совместно с рабочей группой по транспорту на основании обращения Общественной палаты Амурской области.
В дискуссии приняли участие все члены Общественной палаты Российской Федерации, эксперты, представители общественных организаций.
«Сегодня мы наблюдаем тревожную тенденцию — сокращение пригородных маршрутов по всей России. На данный момент сокращено порядка 500 маршрутов, при том, что некоторые из них были единственным видом сообщения с соседними территориями», — обозначил проблему член Комиссии Общественной палаты Российской Федерации, вице-президент Союза транспортников России Казанцев Евгений Дмитриевич.
По его словам, проблема сокращения пригородных пассажирских перевозок вызвана взаимными претензиями региональных властей и представителей РЖД: «Пригородные транспортные компании требуют погасить задолженность, регионы просят сделать тарифы прозрачными — вопрос заходит в тупик, а страдают от этого граждане».
Начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Белянкин Алексей Юрьевич объяснил, с чем связано сокращение маршрутов. Он отметил, недофинансирование пригородных перевозок составляет 19 млрд. руб.
Участники дискуссии предложили оптимизировать работу компании, чтобы ее деятельность в меньшей степени зависела от бюджетных компенсаций. Так, президент межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров» Янков Кирилл Владимирович считает, что необходимо составить перечень «социальных» маршрутов, закрытие которых будет невозможно, а для повышения эффективности работы пригородных компаний, которые сегодня являются дочерними предприятиями РЖД, ввести механизм конкуренции.
Заместитель начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС России Яковенко Наталья Юрьевна поддержала идею развития конкуренции в сфере железнодорожных пассажирских перевозок: «По мнению ФАС России, уже давно назрела необходимость реформирования и перехода на рыночные взаимоотношения в сфере железнодорожного транспорта, а обязательным условием при формировании коммерческой инфраструктуры должна стать ее ориентированность на всех участников перевозочного процесса». При этом она отметила, что ставка аренды инфраструктуры, которыми оперирует РЖД, должны быть гибкими, прозрачными и экономически обоснованными.