Социальные аспекты образования

Указ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» пункт 1, подпункт «а», абзац 3

Задача: Обеспечить доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе.
Срок мониторинга: декабрь, январь-февраль 2013 г.
Проведение заседания: январь 2013 г.
Представление отчета: февраль 2013 г.

Указ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» пункт 2, подпункт «а»

Задача: принять меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в ДОУ, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных ДОУ.
Срок мониторинга: 1 раз в полугодие.
Периодичность проведения заседаний: 1 раз в полугодие.
Периодичность представления отчета: 1 раз в полугодие.

Указ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» пункт 1, подпункт «в»

Задача: достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Срок мониторинга: 1 раз в полугодие.
Периодичность проведения заседаний: 1 раз в полугодие.
Периодичность представления отчета: 1 раз в полугодие.

Указ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» пункт 2, подпункт «в»
Задача: обеспечить реализацию мероприятий по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.
Срок мониторинга: 1 раз в полугодие.
Периодичность проведения заседаний: 1 раз в полугодие.
Периодичность представления отчета: 1 раз в полугодие.

Организации, привлекаемые к мониторингу: региональные общественные палаты, Ассоциация ведущих университетов России,
Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, Всероссийское педагогическое собрание, Всероссийское движение «Российским детям — доступное дошкольное образование», Межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель», Федерация независимых профсоюзов России, АНО «Центр «Социально-трудовых прав, АНО «АСИ», НП «Юристы за гражданское право», НИСП, Институт образования ВШЭ.

Рабочие органы Общественной палаты Российской Федерации:
Комиссия по развитию образования, Комиссия по региональному развитию и федеративным отношениям, Комиссия по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан.
Состав рабочей группы: Л.Н.Духанина, Л.В,Давыдов, Б.Л.Альтшулер, О.Н.Костина, Г.И.Меркулова.
Ожидаемый результат работы: информирование о результатах выполнения указов.

 

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА

Для общественного мониторинга была разработана модель стратифицированной выборки, построенной по территориальному принципу с учетом структурных особенностей населения по ряду социально-демографических признаков.

При разработке схемы формирования выборки учитывались цели и задачи мониторинга, характер изучаемой генеральной совокупности и объем имеющихся ресурсов.

 

Сбор данных

Мониторинг состоит из четырех блоков:

— опрос родителей детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет),

— опрос заведующих дошкольными образовательными учреждениями,

— опрос педагогических работников общеобразовательных учреждений,

— опрос директоров общеобразовательных учреждений.

Предполагается ежеквартальный сбор данных по всем направлениям мониторинга.

Педагогические работники и директора школ заполняют два комплекта анкет, посвященные двум разным мерам: 1) обеспечение доведения средней зарплаты педагогических работников до средней по региону и 2) поддержка педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей. Выборки педагогических работников и директоров, заполняющих обе анкеты, могут пересекаться или полностью совпадать.

Обследование родителей детей дошкольного возраста

Отбор детей для опроса рекомендуется производить в районных детских поликлиниках, чтобы максимально охватить детей нужного возраста и избежать систематических смещений. Для данного исследования надо опрашивать только родителей дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет. Анкеты должны раздаваться родителям случайным образом. Количество детей, родителей которых необходимо опросить, определенно для каждого региона в соответствии с численностью детей нужного возраста, проживающих в этом регионе. Выборка детей стратифицирована, в качестве стратообразующих параметров использовались:

  1. возраст ребенка,

  2. тип населенного пункта

То есть необходимо контролировать итоговое количество анкет только на тип населенного пункта и возраст ребенка, придерживаясь пропорций в этих параметрах в соответствии с распределением детей в генеральной совокупности.

По признаку «тип населенного пункта» было выделено 2 категории:

  1. городская местность,

  2. сельская местность.

Анкета для родителей детей в возрасте от трех до семи лет
Дизайн выборки для родителей детей 3-7 лет

Обследование заведующих дошкольными образовательными учреждениями

Отбор заведующих дошкольными образовательными учреждениями рекомендуется производить по месту работы. Образовательные учреждения, в которых должен проводиться опрос, нужно выбирать случайным образом из всех имеющихся в субъекте с учетом географической доступности. В качестве стратообразующего параметра использовался тип населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение. То есть необходимо сохранять пропорции сельских и городских дошкольных образовательных учреждений, которые есть в генеральной совокупности в данном регионе.

Анкета для руководителей дошкольных образовательных учреждений
Дизайн выборки заведующих ДОУ

Обследование директоров общеобразовательных учреждений

Отбор директоров общеобразовательных учреждений рекомендуется производить по месту работы. Образовательные учреждения, в которых должен проводиться опрос, нужно выбирать случайным образом из всех имеющихся в субъекте с учетом географической доступности. В качестве стратообразующего параметра использовался тип населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение. То есть необходимо сохранять пропорции сельских и городских образовательных учреждений, которые есть в генеральной совокупности в данном регионе.

Анкета для директоров общеобразовательных учреждений
Дизайн выборки директоров школ

Анкета директоров общеобразовательных учреждений в сложном социальном аспекте
Дизайн выборки директоров в сложном соц контексте

Обследование педагогических работников в общеобразовательных учреждениях

Отбор преподавателей рекомендуется производить в тех школах, которые будут выбраны для опроса директоров. Внутри каждого региона количество опрашиваемых педагогических работников во всех школах одинаково. Это значение для каждого субъекта указано в файле, описывающем дизайн выборки. Анкеты необходимо распространить среди педагогических работников в школе случайным образом.

Анкета для педагогических работников школ
Дизайн выборки педагогических работников школ

Анкета для педагогических работников школ в сложном социальном контексте
Дизайн выборки учителей в сложном социальном контексте

Сбор данных будет осуществляться посредством самозаполнения анкет родителями, руководителями образовательных учреждений и педагогическими работниками. Для обеспечения анонимности при проведении опроса анкеты необходимо передавать респондентам в незапечатанных чистых конвертах. После заполнения респондентам нужно положить анкету в конверт и запечатать его. Сами анкеты и конверты ни в коем случае нельзя подписывать. Вся информация, по возможности, должна оставаться анонимной.

Все целевые показатели количества респондентов для каждого региона приведены в дополнительных файлах.

ЖКХ-контроль

Архив

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930