ОП РФ подготовила заключение по итогам общественной экспертизы законопроекта о поправке к Конституции

26.02.2020
By

Ко второму чтению законопроекта общественники предлагают учесть 18 замечаний и предложений

Общественная палата Российской Федерации поддерживает в целом концепцию законопроекта о поправке к Конституции РФ, однако рекомендует учесть ряд замечаний к его второму чтению в Госдуме. Об этом говорится в подготовленном ОП РФ заключении по результатам общественной экспертизы проекта Закона Российской Федерации № 885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». Документ направлен в Государственную думу РФ и передан сопредседателям рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию.
В основу документа легли результаты публичного обсуждения проекта закона, состоявшегося в Общественной палате 29 января. В нем также учтены заключения 60 общественных палат субъектов РФ, а также мнения, выводы, предложения и рекомендации членов Общественной палаты, членов Научно-консультативного совета при Общественной палате, научного сообщества, экспертов и граждан Российской Федерации, направивших свои предложения в Палату.
«Мы получили свыше тысячи обращений с предложениями к законопроекту: помимо экспертов и общественников, активно включились в работу над документом и другие граждане страны, — говорит Секретарь Общественной палаты Лидия Михеева. — Теперь, передав документ ко второму чтению в Госдуму и в рабочую группу, мы рассчитываем, что мнение общественности будет учтено».

Особая роль гражданского общества

«В современных условиях развития демократии все более значимую роль в защите прав и законных интересов граждан приобретают различные институты гражданского общества», — говорится в документе. В этой связи ОП РФ считает возможным конституционно закрепить возросшую степень партнерства между ними и государством.

В частности, предлагается дополнить статью 114 Конституции Российской Федерации положениями, устанавливающими, что Правительство Российской Федерации обязано обеспечить участие общественных организаций и других общественных объединений в выработке и проведении государственной политики, в том числе государственной молодежной политики, посредством реализации соответствующих мер поддержки.

Участники общественной экспертизы также предлагают рассмотреть возможность конституционного закрепления статуса Общественной палаты «как системообразующего института гражданского общества, представляющего его интересы, участвующего в формировании системы общественных интересов, в защите прав и свобод, законных интересов граждан».

Социальный пакет

В заключении Общественной палаты приветствуется включение в текст Конституции Российской Федерации гарантий минимального размера оплаты труда, индексации социальных пособий и иных социальных выплат, индексации размера пенсий. Таким образом, говорится в документе ОП РФ, в тексте основного закона будет закреплен постулат о том, что «Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Однако участники общественной экспертизы отмечают, что в законопроекте не указана периодичность индексации социальных выплат и принцип определения размера индексации. Предложение общественников — определить периодичность индексации следующим образом: не реже одного раза в год в размере не ниже прогнозируемого уровня инфляции.

В заключении ОП РФ говорится о том, что особого внимания требуют вопросы, связанные с обеспечением эффективности оказания медицинской помощи гражданам. Общественники представляют целесообразным уточнить полномочия, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части обеспечения доступности качественной медицинской помощи населению и координации вопросов здравоохранения.

Ужесточение требований к высшим должностным лицам

Положения законопроекта предусматривают нормы об отсутствии гражданства иностранного государства либо вида на жительство в другой стране у высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы, Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей, федеральных министров, руководителей других федеральных государственных органов и судей.

В ходе общественной экспертизы предложено распространить соответствующие нормы также на руководителей органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти, предусмотрев соответствующие изменения в статьях 77 и 132 Конституции Российской Федерации.

Участниками общественной экспертизы также обсуждалась возможность установления ограничения об отсутствии гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, для членов семей и близких родственников высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы, Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей, федеральных министров, судей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти, а также кандидатов на должность Президента Российской Федерации.

Также предлагается предусмотреть отсутствие у высших должностных лиц страны, депутатов, судей, кандидатов на должность Президента активов за рубежом и обязательств перед иностранными государствами.

Местное самоуправление

Участники общественной экспертизы подчеркивают, что необходимо устранить существующий разрыв между государственными и муниципальными уровнями власти, обеспечив единство при реализации общих для всех граждан прав, возможностей и гарантий в разных регионах и муниципалитетах страны, сохранив при этом самостоятельность местного самоуправления.

В документе ОП РФ поддерживается идея о конституциональном закреплении единства публичной власти, но при этом общественники обращают внимание на необходимость развития конституционно-правовых механизмов, реализующих принцип субсидиарной ответственности институтов публичной власти.

Так, предлагается изложить часть 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации в следующей редакции:

«Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют между собой взаимодействие, в том числе по вопросам совместного ведения, перечень которых устанавливается федеральным законом, для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

Замечания и предложения ко второму чтению законопроекта касаются также таких тем, как сохранение культурного наследия страны, борьба с фальсификацией истории, осуществление общественного наблюдения за общероссийским голосованием по поправкам в Конституцию и др.

Законопроект о поправке в Конституцию был внесен в Государственную думу 20 января Президентом Российской Федерации. Он был принят в первом чтении 23 января. Положения законопроекта направлены на обеспечение безопасности страны и суверенитета государства, социальных прав граждан и обеспечение их равных возможностей на всей территории страны, усиление роли Совета Федерации и Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Заключение по результатам общественной экспертизы проекта закона Российской Федерации № 885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти»

По информации пресс-службы ОП РФ

ЖКХ-контроль

Архив

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930