Как исключить бюрократические издержки при получении НКО нового статуса исполнителя общественно полезных услуг

22.05.2017
By

19 мая 2017 года в Общественной палате Российской Федерации в рамках «нулевого чтения» проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 31.1 и 31.3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» обсудили вопрос как исключить бюрократические издержки при получении НКО нового статуса исполнителя общественно полезных услуг. В обсуждении участвовал и представитель Общественной палаты Амурской области.

Напомним, в 2017 году в соответствии с постановлением Президента было введено понятие некоммерческих организаций, как исполнителя социальных услуг (ИОПУ). Организация может получить его в том случае, если на протяжении года и более она оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества.

Однако до сих пор наблюдаются определенные сложности в процессе получения НКО данного статуса, которые в основном связаны с бюрократией. Общественная палата Российской Федерации выступает за внесение изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части наделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по выдаче заключений о соответствии качества оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями общественно полезных услуг установленным критериям.

Инициатор «нулевого чтения», член Общественной палаты Российской Федерации Елена Андреевна Тополева-Солдунова обозначила основные проблемы: «Мы осуществляем мониторинг того, как формируется нормативная правовая база, и как организации будут получать и получают статус ИОПУ. Издали методические пособия, как организаторы могут получить статус, также открыта онлайн-линия, куда нам поступают вопросы. На каждом форуме „Сообщество“ у нас проходит площадка, где мы общаемся по этой теме с НКО, представителями власти, Минюстом. Вся правовая база была сформирована до конца марта этого года, но процесс идет тяжело. По нашей информации только 4 НКО получили статус ИОПУ».

Основная сложность в том, что необходимо заполнить документы и получить заключение о качестве оказываемых ею услуг, а сделать это можно только в Федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ). Однако ФОИВы до сих пор не разработали какие-либо регламенты взаимодействия с некоммерческими организациями в этом вопросе. На сайтах ФОИВов так и не размещена публичная информация.

Представители ведомств, которые присутствовали на круглом столе, уверили, что информация по ответственным лицам и документам должна появиться на сайтах министерств в ближайшее время.

«В любом случае, надеемся, что законопроект позволит этот процесс упростить. Так как право о выдаче услуг будет даваться и региональным органам исполнительной власти», — подчеркнула Елена Андреевна.

Заместитель директора Департамента по делам инвалидов Кира Афонина рассказала, как обстоят дела в ведомстве, которое она представляет: «В департамент пришло на рассмотрение 17 заявок, ни на одну из этих заявок не дали положительного заключения. Мы оцениваем их по тем критериям, которые были нам предложены в Постановлении Правительства. Ранг документа высок, поэтому критерии представлены достаточно рамочно, что уже вызывает определенные трудности. Также с самого начала сталкиваемся с тем, что не во всех пакетах документов есть уставы НКО. Мы считаем, что в первую очередь необходимо договориться, чтобы перечень документов не был избыточен для НКО и был достаточен для ведомств».

Эксперты ответили, что действительно приходится долго ждать ответа, так как запросы направляются в регионы. По словам директора Департамента по делам некоммерческих организаций Владимира Титова, рассматриваемый законопроект конкретизирует те нормы, которые уже существуют, и позволит выйти из тупика, в котором на сегодняшний день находятся буквально все. Так как социальные услуги затрагивают миллионы граждан, важно как можно решить этот вопрос. С января 2017 года закон вступил в силу, но вместе с тем сам механизм был заторможен с учетом недоработки закона. Не были учтены требования 184 закона, в котором распределяются полномочия между федеральными и субъектовыми органами власти.

«Абсолютное большинство госуслуг оказывается на местах, а порядок признания проходит через Федеральные органы власти. Необходимо как можно быстрее вводить в действия те нормы, о которых мы сегодня говорим. Предлагается сократить время прохождения проверки документов, наделить органы субъектов и территориальные органы Министерства юстиции полномочиями по наделению ИОПУ. Федеральные органы власти будут давать заключения в отношении общероссийских НКО», — подчеркнул Владимира Титов.

Елена Андреевна Тополева-Солдунова в том числе подчеркнула важность информированности обеих сторон процесса: «Представляется необходимым, чтобы НКО и региональные органы исполнительной власти получили методические рекомендации по подготовке пакетов документов для получения заключения о соответствии качества оказываемых услуг. Однако есть риск, что данные пособия могут оказаться разноформатными и с разными требованиями. Главная проблема НКО — нестабильность их существования, именно ее нам необходимо решить».

 

 

 

По материалам Общественной палаты Российской Федерации

ЖКХ-контроль

Архив

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930